01.09.2020
Причины, по которым подросток не хочет учиться:
- чувство взрослости,
- сепарация (отделение) от взрослых
(родителей, учителей),
- важность мнения сверстников.
Приемы, которые применяли
раньше, не работают! Подростки ищут самоутверждения и общения, на этом и нужно строить
систему мотивации.
Нередко можно услышать
от родителей, что неглупый и способный ребенок, который показывал хорошие результаты
в младшей школе, в средних классах стал учиться хуже, чем мог бы.
В одной из школ Октябрьского
района Минска было проведено анкетирование шестиклассников. На вопрос, зачем нужно
хорошо учиться, школьники ответили так (ответы даны в порядке убывания популярности):
- чтобы получить хорошее образование,
- чтобы получать хорошие оценки,
- чтобы получить аттестат,
- чтобы иметь в будущем хорошую работу,
- чтобы поступить в вуз (колледж)
и приобрести желаемую профессию,
- чтобы узнавать новое, неизвестное,
- чтобы стать состоявшимся человеком,
- чтобы вместе с друзьями получать
новые знания.
Лишь единицы написали,
что домашние задания для них интересны, или что они любят такой-то предмет, или
что учитель такой-то увлекательно преподает материал.
Результаты опроса показали,
что подростки в большинстве своем осознают общественную важность учебы и четко видят
отдаленную перспективу (поступление, выбор профессии).
Причины, по которым подросток
не хочет учиться (по убыванию популярности):
- мешают увлечения помимо учебы (на
школу не хватает времени),
- стало неинтересно («Как раньше учиться
не хочу, а как хочу – не знаю»),
- не хочется рано вставать на занятия,
- лень либо усталость,
- сложно усваивать учебный материал,
- взрослые слишком давят, заставляя
учиться,
- низкие отметки отбивают охоту что-либо
делать,
- домашние задания воспринимаются
как рутина («Зачем писать в тетради, если разумнее было бы набрать на компьютере?»).
Рекомендации
родителям, чьи дети слишком много времени тратят на внешкольные интересы («некогда
учиться»):
- вместе формулируйте цели (и учите
распределять внимание между несколькими целями),
- учите расставлять приоритеты, достигая
цели в разумной последовательности
- учите ребенка организовывать свое
время,
- помогайте вырабатывать силу воли.
Рекомендации
родителям, чьи дети демонстрируют полное отсутствие интересов:
- дайте знать подростку, что вы обеспокоены
ситуацией,
- расскажите о похожей ситуации в
своей жизни и предложите помощь,
- содействуйте его загруженности в
течение дня, поручите ему ряд обязанностей (но не переусердствуйте).
Такие причины, как лень,
усталость, нежелание рано просыпаться обусловлены психофизиологической перестройкой
организма либо нерациональным распределением энергии. В пубертатном возрасте нередко
происходит чередование периодов активности с усталостью, снижением работоспособности.
Научите подростка рационально
организовывать режим дня, расскажите об особенностях пубертатного периода.
Сложность усвоения учебного
материала вызвана существенными возрастными изменениями в умственном развитии школьников.
Учителям крайне важно практиковать индивидуальный подход к ученикам средних классов,
добиваясь усвоения материала.
Чрезмерный контроль со
стороны взрослых, предвзятость учителя, нежелание увидеть потенциал отстающего ученика,
«бессмысленные» домашние задания — все это говорит о проблемах с доверием между
взрослыми и подростком, неадекватности поощрений и наказаний, а также о необходимости
чаще давать творческие, неординарные задания, через которые ребенок учится добывать
знания и сможет выразить свою индивидуальность.
Общие
рекомендации родителям подростков:
- показывайте ребенку свое позитивное
отношение к школе, без чтения моралей и нотаций,
- поощряйте самостоятельность и самоорганизацию,
стимулируйте самоконтроль,
- помогите ребенку увидеть себя успешной
личностью,
- не перегибайте палку в поощрениях
и наказаниях,
- научите подростка адекватно реагировать
на неудачи,
- будьте примером в стремлении учиться и развиваться.
Старшеклассники (10-11 классы)
Старшеклассники в первую
очередь интересуются предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной
профессии, самоопределения.
Причины снижения мотивации:
- страх перед будущим,
- давление родителей на жизненный
выбор школьника.
Рекомендации родителям:
- поддержать старшеклассника в его
собственном выборе, даже если вы на его месте сделали бы по-другому.
Чего делать нельзя?
Вы однозначно навредите
своему ребенку, если будете:
- Заставлять учиться угрозами, запугиванием,
внушением чувства вины,
- Высмеивать его, сравнивать с другими
детьми,
- Требовать от него совершенства и
безупречности.
Никогда не опускайте руки!
Всегда верьте в своего
ребенка. Даже если он не родился вундеркиндом, в ваших силах помочь ему реализовать
его потенциал.
Вспоминайте мать Томаса
Эдисона: когда ее глуховатого гиперактивного сына отчислили из школы за хроническую
неуспеваемость, она помогла ему увидеть себя самодостаточным человеком, отказавшись
принять клеймо умственно отсталого. Ее многолетние усилия и вера в собственного
ребенка, любовь и принятие его таким, как есть, принесли удивительные плоды.
Тот, на ком в детстве общество
поставило крест, впоследствии получил 1093 патента на свои изобретения в США и еще
около трех тысяч патентов других стран мира; стал обладателем высшей американской
награды — Золотой медали Конгресса. Томас Эдисон вошел в число самых уважаемых ученых
умов мира, принеся человечеству изобретения, которыми пользуются во всех концах
планеты.
Кем станет ваш ребенок?
Помогите ему поверить в свои силы!
© Источник: https://yandex.ru/search/?text=ребенок%20не%20хочет%20учиться%20что%20делать%20советы%20психолога&lr=216&clid=1985551-225&win=348
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2020
Дата обновления: 23.10.2020
Дата публикации: 01.09.2020